Руденко
Бардымский районный краеведческий музей

Гайнинский край - С.И.Руденко

 

 

Этнографическая экспедиция С.И. Руденко в Гайнинский край

Одним из главных собирателей башкирской старины, этнографических коллекций является известный русский ученый Сергей Иванович Руденко (1885 — 1969) - выдающийся этнограф, историк, археолог, автор научных работ по этнографии и верованиям башкир. Еще будучи гимназистом живя в Перми у молодого исследователя С.И. Руденко определился интерес к истории, этнографии и антропологии пермских башкир. Во время летних каникул он с отцом, который занимал в то время должность члена комиссии по размежеванию башкирских земель, много времени проводил в поездках по южным уездам Пермской губернии, знакомясь с культурой и бытом башкир. Результатом этих поездок стал подробный отчет о башкирах Пермской губернии и серия фотографий башкир и их обстановки, подаренных им Пермскому музею.

Позднее ученый вспоминал: «Я практически с детства общался с башкирами. Меня подкупала  их  простота, доверчивость и гостеприимство. Когда с отцом приезжали в тот или иной башкирский аул, он обычно уходил работать, а я играл со сверстниками в различные игры, слушал протяжные песни и курай, научился верховой езде, полюбил башкирские напитки, особенно айран, пытался научиться играть на курае …».

Следующая экспедиция С.И. Руденко студентка Санкт-Петербургского университета была организована Этнографическим отделом Русского музея (ныне РЭМ). Маршрут экспедиции (апрель—сентябрь 1906 г.) С. И. Руденко пролегал по башкирским дачам Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний. Для того чтобы приобрести редкий, но необходимый предмет, ему приходилось подчас без оружия преодолевать десятки, а иногда и сотни километров по труднодоступным местам Урала. Но, несмотря на определенные трудности, С.И. Руденко блестяще справился с поставленной перед ним задачей. В результате  экспедиции 1906 г. С.И. Руденко была собрана уникальная коллекция из 205 предметов (153 номера, РЭМ №1002) – это орудия охоты, рыбной ловли, пчеловодства, земледелия и скотоводства, оружие, одежда и украшения, утварь и предметы убранства дома, средства передвижения, модели жилищ, музыкальные инструменты, образцы декоративной резьбы по дереву и т. д., делал фотоснимки башкир и их быта (около 150, РЭМ №№ 1022, 3935), проводил сбор сведений и составление карты различных родовых групп и башкирских земельных дач.

По собранным башкирским коллекциям С.И. Руденко делает подробное описание, дополняя сведениями о времени и месте происхождения (изготовления, приобретения), о применении в хозяйственном и бытовом обиходе. Всю коллекцию С.И. Руденко сгруппировал следующим образом: «Модели. Одежда», «Украшения», «Полотенца и скатерти», «Оружие и орудия охоты и рыболовства», «Орудия пчеловодства», «Сельскохозяйственные орудия», «Утварь и  посуда», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты», «Пища».

Всего у тулвинских башкир Осинского уезда в 1906 г. были собраны орудия охоты, пчеловодства, сельскохозяйственные орудия, предметы одежды — всего около 60 номеров (РЭМ №1002). Ученый также проводил антропологические изыскания в деревнях Султанай, Аклуши, Тюндюк, Краснояр Осинского уезда Пермской губернии. Антропологические особенности башкир рода гэйнэ С.И. Руденко рассматривает в контексте особенностей всех родов северо-западных башкир и, в частности, отмечает, что «отличительными особенностями физического типа... являются: больший процент смешанно-пигментированных, более высокий рост, чем у остальных башкир, исключительно большая сравнительно с бюстом длина нижних конечностей, весьма умеренная короткоголовость, сравнительная узконосость и узколицесть».

В этнографическую коллекцию по одежде гайнинских башкир были включены: кафтан, до колен, не застегивающийся сшитый в талию из холщевой материи (дер. Арзян), камзол (дер. Елпачиха), белый бумажный вязаный колпак, мужская лисья шапка, вышитое платье, полотняное платье, лыковые лапти, вязаные перчатки и др. Здесь же представлены девичьи украшения волос (дер. Сюзде).

Из предметов домашнего производства был приобретен станок для выделки циновок и циновка из камыша (дер. Чатово). Орудия охоты представляют охотничий  лук (дер. Шлыки) и стрела (дер. Елпачиха), сабля с ножнами – вооружение башкир  во  время  кантонного правления (дер. Кудашево), капканы и лопата для капканов (дер.  Кудашево),  петли для  тетеревов (дер.  Кудашево) и посуда для носки дичи (дер. Тюбяй). По рыболовству отмечены морда,  плетеная  из  лозы (дер. Мостовая)

Из орудий пчеловодства были собраны сетка, одевающаяся пчеловодами  при сгребании  роя пчел (дер. Аремаул), корзина для перевозки роев (дер. Узунелга), ковшик для сгребания  роя и пчел (дер. Каинаул), маточник (дер.  Каинаул), скобель с короткой  ручкой, употребляющийся при изготовлении ульев (дер. Узунелга), иголки деревянные  для  прикладывания и прикрепления соты внутри ульев (дер. Каинаул) и блок, деревянный  из  корня  хвойного  дерева (дер. Шлыки). Случалось, когда нужной вещи не оказывалось или ее по той или иной причине нельзя было приобрести, С. И. Руденко договаривался с жителями изготовить новый экземпляр по традиционному образцу и прислать в музей. Так по заказу С.И. Руденко в деревне Кудашево был изготовлен улей, модель 1/5  натуральной величины, сделанный из слегка подгнившего осинового дерева. Широкое применение в быту находила деревянная посуда: кувшин для омовения из березовой коры (дер. Бакчааул) и намордник, сшитый из березовой коры мочалом (дер. Чатово) и лоток для носки муки (дер. Сараши).

В Гайнинской башкирской даче были приобретены также лыжи  из  липового  дерева, подбитые  лошадиной  шкурой (дер.  Кудашево), обродок,  плетенный  из  мочала  с  длинным поводком из конопляной веревки (дер.  Сараши), шлея на лошадь,  плетенная  из  мочала (деревня Сараши) и люлька (дер. Гараево).

Далее в коллекции зафиксированы предметы жилища различного назначения: светильня (дер.  Арзян), желтый  футляр  для  очков (дер. Арзян), медные щипчики  для  выдергивания  волос  из  подбородка (дер. Сюзде).

Земледельческие орудия труда в коллекции составляли мотыга для обработки пальника под посев (дер. Шлыки), деревянная борона для боронования пальника (дер. Узунелга), деревянная борона для боронования старой вспаханной пашни (дер. Аклуша), коса-горбуша с  очень короткой ручкой (дер. Аклуша), цеп – орудие для ручной молотьбы и деревянная ручная мельница (дер. Сараши). С.И. Руденко привез в музей некоторые наиболее лакомые, широко распространенные, не портящиеся башкирские блюда. Это – колбаса из конского мяса (дер. Сараши).

Поражает последовательность и методичность молодого исследователя в сборе материала. Он стремился охватить все области хозяйства, быта, материальной культуры и декоративного творчества народа, учесть различия отдельных этнографических групп. Одновременно изучались жизнь и быт народа, структура былой родоплеменной организации, территории расселения и земельные отношения, записывались обычаи и обряды, произведения устно-поэтического творчества и мифологии, делались снимки. Часть собранного фольклорного материала под названием «Сказки и предания башкир» С. И. Руденко публикует в 1908—1909 гг. во французском журнале «Revue de traditions populairs». Сюда вошли сказки, генеалогические легенды некоторых родов, мифология башкир.

Сказания и предания гайнинских башкир зафиксированные С.И. Руденко.

ЛЕШИЙ

Это было давно. Один старик отправился в наш лес и решил там переночевать. Во время сна он почувствовал, что кто-то дергает его за чекмень. Он открыл глаза и видит, что это ярымтык (леший).

Не теряя времени, старик взял свой лук и выстрелил в ярымтыка, который схватил стрелу и просил выстрелить еще раз.

Но старик сообразил, что если он выстрелит из лука еще раз, ярымтык превратит первую стрелу в лук и умертвит его второй. Тогда старик, он был еще в то время молод, принял приглашение старика* к нему в гости. Прибыв, попросил одну из его дочерей в жены. Говорят, что эта женщина была очень красива. Он привел ее в свою деревню и жил с ней, как со своей женой. Она принесла ему детей, потомки которых живут еще и теперь в деревне Танып. (Гайнинцы)

* По-видимому, речь идет о ярымтык.

***    ***    ***

Ярымтык любит кататься верхом на лошадях, которые пасутся в поле. Однажды башкир заметил, что ярымтык садится на его лошадь, которая была очень красива.

Затем башкир намазал смолою спину своей лошади и выпустил ее в поле. На следующее утро он услышал ржанье своей бегущей лошади. Он вышел из избы и увидел ярымтыка, прилипшего к спине его лошади. Башкир его отклеил. Зажег огонь и решил положить в него ярымтыка, чтобы сжечь его.

Ярымтык закричал: «Я никогда не трону кого бы то ни было из твоих». «Хорошо,— ответил башкир.— Я оставлю тебе жизнь, но сначала ты должен сказать мне, что произойдет в нашем поселке». Ярымтык ответил: «В настоящее время в вашем поселке два дома, вы можете построить еще четыре дома, чтобы их стало шесть, не стройте седьмого, он не сохранится». И в самом деле, мы никогда не имеем более шести домов в нашем поселке. Если и строили седьмой, он либо сгорал, либо его хозяин умирал. Их никогда не было более шести. (Гайнинцы)

***    ***    ***

БОЛЕЗНИ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ

Если у кого-нибудь болит живот, спина или грудь, сихырсы должна отправить его в баню, так попарить его веником. (Гайнинцы)

***    ***    ***

Часто случается, что болит живот или грудь. В таком случае надо пойти к старушке и отправиться вместе с ней на место, где больной схватил болезнь, и поставить горшок с кашей, чтобы разжалобить болезнь и она бы оставила больного.

Никто не тронет этого горшка из страха подхватить болезнь. (Гайнинцы)

 ***    ***    ***

Часто случается, что ребенок трех или четырех лет, который не умеет еще хорошо бегать, прибегает домой весь в слезах, без какой бы то ни было, казалось бы, причины. Это происходит потому, что шайтан играет с ним и щекочет.

Мать тотчас снимает с ребенка рубашку и много раз обводит вокруг него, говоря: «Оставь его, не играй с ним».

Потом она несет эту рубашку на перекресток дорог и бросает там ее. И никто разумный не тронет эту рубаху. (Гайнинцы)

Т.о. в результате этнографических экспедиций С.И. Руденко появилась богатая коллекция по башкирам, характеризующая различные стороны их жизни. По словам самого С. И. Руденко, «в этих коллекциях довольно хорошо представлена вся Башкирия». Материалы, собранные С.И. Руденко у башкир Пермской губернии до настоящего времени не потеряли научной значимости, оставаясь важным источником для изучения этнографии и истории.

Передвижная выставка «Гайнинский край: фотоколлекция С.И Руденко» Бардымского краеведческого музея является визитной карточкой нашего района.

 

Литература:

1. Авижанская С. А., Кузеев Р. Г. Этнографические коллекции по башкирам Государственного музея этнографии народов СССР // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. Т. 1. С.344-357.

2. Бардымский район: от прошлого к настоящему: [монография] / авт. кол.: Черных А. В. и др.- Санкт-Петербург: Маматов, 2009

3. Башкиры: ист. этногр. очерки / С. И. Руденко.— Уфа : Китап, 2006

4. Лойко Л. М., Янгузин Р. З. Башкирская коллекция № 1002 Российского этнографического музея // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 2. - С. 93-96

5. Черных А.В. С. И. Руденко и этнография народов Пермского Прикамья // Гайнинский край: [комплект открыток] /фотографии Сергея Ивановича Руденко. 1904-1912 гг. - Пермь: Маматов, 2008.

6. Руденко С.И. Башкирские сказки и поверия // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1973. Т. 5. С. 17-31.

7. Traditions et contes bachkirs // Revue de traditions populaires. Paris, 1908. Vol. 23. №2-3.

8. Traditions et contes bachkirs // Revue de traditions populaires. Paris, 1909а. Vol. 24. №4-6.

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.02.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»